Статья опубликована в газете «Свет Утренней Звезды»
№ 2(75) от 12 мая 2010 года
Победный путь России
В шестидесятипятилетнюю годовщину победы над фашизмом задумаемся о характере народа-победителя и о значении его победы для судеб планеты. Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи видели в битве с фашизмом разгар Армагеддона и знали, что только народ России сможет остановить злобного врага. Елена Ивановна в 1935 году писала: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира»[1]. Николай Константинович с 1936 года начал создавать пророческие картины, предупреждая народ русский о готовящемся вражеском ударе. В статье «Не замай!» он писал: «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища»[2].
Н.К. Рерих. Победа. 1942
Придя к власти в Германии, фашизм с легкостью покорил многие страны Европы, а двинувшись на Советскую Россию, встретил мощное сопротивление. В 1942 году Н.К. Рерих отмечал: «Москва, однако, не сдалась и выдержала натиск германской армии, перед которой поникла вся Европа»[3]. Как бы сейчас не пытались толковать историю – факты доказывают неопровержимо – именно российский народ смог совершить коренной перелом в войне и разгромить фашизм. Победа показала, что народ России имеет в своем потенциале неистощимую мощь и способен преодолеть любые нашествия и беды. «Пора оценить русские сокровища» [4], - призывал Н.К. Рерих.
Поколение, вставшее на защиту Родины, родилось в тяжелые дореволюционные и послереволюционные годы, воспитывалось в неустанном труде и в бедности. Дети в семьях часто не имели вдоволь даже хлеба. Вера в бессмертие души была поколеблена атеизмом. Но люди Страны Советов не жалели своих жизней ради свободы Отечества. Когда практически все мужское население было призвано на фронт, к станкам встали женщины и дети.
Низкий им поклон – они отстояли свободу Родины и само существование планеты. Вспомним строки из письма Елены Ивановны Рерих: «В Иване Стотысячном имеются большие задатки, но если к сроку он не пробудит их в себе, то можно будет вообще поставить крест на спасении нашей расы, и ковчег нового Ноя за ненадобностью будет оставлен» [5].
Какие же сокровища несет в своей душе народ русский? Эту тайну прозревали русские философы начала XX века. Иван Александрович Ильин считал, что «русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви рождается вера и вся культура духа». «А русская армия никогда не забудет суворовской традиции, утверждавшей, что солдат есть личность, живой очаг веры и патриотизма, духовной свободы и бессмертия…» [6]
Отмечая массовый героизм русского народа в Великой Отечественной войне, его стремление к знаниям и к охране родной культуры, Елена Ивановна Рерих обращалась к сердцу русскому, утверждая, что сердце это живо и «не может уявиться на ненависти» [7]. Николай Константинович Рерих и Дмитрий Сергеевич Лихачев исследовали характер русской души через язык народа. Они обратили внимание на такие исконно русские слова как «подвиг», «удаль», «приволье», трудно переводимые на другие языки [8]. И нашли отзвук этих слов в душе народной – стремление к прогрессивному движению и свободе.
Николай Александрович Бердяев видел тайну русского духа в его устремлении «к абсолютному во всем; к абсолютной свободе и к абсолютной любви» в сочетании с какой-то бездарностью в относительном и среднем. Он считал, что «раскрытие мужественного духа в России не может быть прививкой к ней срединной западной культуры. Русская культура может быть лишь конечной, лишь выходом за грани культуры. Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и русском искании правды» [9].
Вячеслав Иванович Иванов писал: «Общий склад русской души таков, что христианская идея составляет, можно сказать, ее природу. Она выражает центральное в христианской идее – категорический императив нисхождения и погребения Света и категорический постулат воскресения» [10]. Способность русской души к воскресению после, казалось бы, сокрушительного поражения видел и А.С. Пушкин:
«Сильна ли Русь? Война и мор,
И бунт, и внешних бурь напор,
Ее, беснуясь, потрясали –
Смотрите ж: все стоит она» [2].
Вера в возможность воскресения, в силу единства и богоизбранность России зародилась благодаря подвижнической деятельности Святого Сергия Радонежского и победе русского воинства на Куликовом поле. Она укрепила дух народа и вызвала взлет культурного строительства. На протяжении многих последующих веков русский народ называл свою Родину не иначе как Русь святая. И шведский король Карл, и Наполеон, и Гитлер получали предупреждение, что в походе на Русь их ждет поражение.
Ф.М. Достоевский связывал будущее обновление человечества с «одною только русской мыслью, русским Богом и Христом». Он считал, что именно в России совершится новое пришествие Христово, ибо народ ее «на всей земле единственный народ-богоносец, грядущий обновить и спасти мир именем нового Бога», ему одному «даны ключи жизни и нового слова» [11].
Победа в Великой Отечественной войне показала, что Иван Стотысячный смог уберечь в огне революционного пожара уловленные философской мыслью сокровища своего сердца.
На протяжении веков России суждено объединять в единой спирали восхождения духовный путь Востока и материалистические достижения Запада. К сожалению, чрезмерное увлечение материальной стороной мира привело западную цивилизацию к забвению культуры. Институт западной церкви со времен крестовых походов, костров инквизиции, бесчинств римских пап погасил духовный огонь веры в народах. Ученые западных стран перестали руководствоваться ценностями духа и, строя свои исследования в русле технических достижений, пришли к прагматическому утверждению отсутствия Высшего Начала в мире. На основе материализма в Германии сформировалось учение марксизма.
Взращенный на Западе марксизм – это не тот марксизм, который был искусственно перенесен на почву Святой Руси. Русских людей привлекли в марксизме ценности труда, лозунги свободы, равенства и братства. Марксизм на русской почве соединился с духовными исканиями народа, стремящегося к построению на земле града Китежа, который воплощал в себе стремления широкой русской души к Свету и справедливости. Совершая революцию, народ России мыслил о всемирном братстве и благе всех народов Земли, освобожденных от частнособственнических интересов.
Даже с растерзанной в годы революции культурой, при насаждаемом руководством страны страхе повальных репрессий, Советская Россия смогла противостоять фашистской Германии своими духовными накоплениями.
К сожалению, общая тенденция Запада в направлении грубого материализма лишь несколько приостановилась благодаря подвигу России в годы Второй мировой войны, но не иссякла. Дальнейшее развитие Европы привело к эпохе постмодернизма, характеризующегося отсутствием у людей целостного представления о мире.
Ныне вновь Россия стоит на первом рубеже спасения человечества. Ей предстоит перелить на огнях своей души гибельные порождения западной цивилизации. Веря в неистощимые силы русского народа, Е.И. Рерих в дни победы 1945 года писала: «И еще и еще раз эти стотысячные спасут Россию. Народ, прошедший через страшные муки и унижения, закалил свое мужество и сумеет найти силу духа противостать всякому новому разрушению и растлению» [12].
С начала 1990-х годов в Россию хлынул поток западной псевдокультуры. После подписания Болонского соглашения институты культуры и образования в стране стали перекраиваться по западному образцу. Мы все более ощущаем транслируемое нам духовное обнищание и приоритет материальных благ.
Русскому народу вновь предстоит битва, но битва не внешняя, а внутренняя – духовная. Необходимо выстоять под напором антикультурных западных тенденций, укрепляя свой дух на основах Живой Этики и ценностях культуры, создавая мыслеобразы лучшего будущего человечества. Ибо в Гранях Агни Йоги сказано: «Новой стране, Родине вашей, предстоит великое будущее. Почему? Потому что она первая приняла принципы Нового Мира и сотрудничества между народами» [13].
Л.Е. Валькова, г. Кемерово
Примечания:
1.Рерих Е.И. Письма: в 3 т. Т. 1. Новосибирск, 1992. С. 100.
2.Рерих Н.К. Не замай! // Н.К. Рерих. Листы дневника: в 3 т. Т. 2. М., 2000. С. 321.
3.Рерих Н.К. Сингапур // Н.К. Рерих. О Великой Отечественной войне. М., 1994. С. 26.
4.Рерих Н.К. Русскому народу // Н.К. Рерих. Листы Дневника: в 3 т. Т. 3. М., 2000. С. 87.
5.Рерих Е.И. Письма: в 2 т. Т. 1. Рига, 1940. С. 411.
6.Ильин И.А. О русской идее // Русская идея. М., 1992. С. 436, 443.
7.Рерих Е.И. Письма: в IX т. Т. VII. М., 2007. С. 217.
8.Рерих Н.К. Подвиг // Н.К.Рерих. О Великой Отечественной войне. М., 1994. С. 27.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. С. 152–154.
9.Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. М., 1992. С. 310, 312.
10.Иванов В.И. О русской идее // Русская идея. М., 1992. С. 238.
11.Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Русская идея. М., 1992. С. 244.
12.Рерих Е.И. Письма: в IX т. Т. VII. М., 2007. С. 225.
13.Грани Агни Йоги. Т. XI (1970 г.), 679.