Это - учебник, заставляющий читателя/студента мыслить, размышлять, определяться со своей точкой зрения в том или ином вопросе.
В принципе, учебник - гуманистически направленный. В нем говорится и о том, что в школу нельзя идти учителю, не любящему детей, и о безусловном уважении личности ребенка, и о новаторстве в педагогике, которое отходит от авторитаризма и возвращается к ценностям педагогической классики.
Но!
Вот фрагмент из этого учебника, который мне хотелось бы здесь привести.
Вроде бы, замечательные слова. Но в итоге автор приходит к выводу, что лучшая - самая гуманная и природосообразная - система обучения в Америке и Европе, где основными в школах являются три предмета: английский, физкультура и обществоведение. А вроде как все остальное - дети выбирают сами, исходя из своих склонностей. И это - с первого класса!Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Владос, 2001. - Кн. 1. - С. 195-196
Одним из главных недостатков нашей педагогической теории, освещающей, как известно, путь практике, является выпячивание сверх всякой меры приоритетности знаний и образования. Увеличение объёмов заучивания знаний в ущерб физическому, нравственному, трудовому воспитанию стало нормой школьной жизни. При этом никто не может объяснить, зачем больному невоспитанному человеку с неопределенными моральными устоями нужны эти самые знания...
По всем признакам отечественная теория воспитания и руководимая ею практика находятся в кризисе...
Причиной кризиса, по мнению профессора В. Кумарина, стал конфликт между ложной философской гипотезой о врожденном равенстве умов и принципом природосообразности (цитаты здесь). Другими словами, противоречие между одинаковыми школьными программами, рассчитанными на мифическую "одинаковость умов", и далеко не одинаковыми способностями (врожденными!) детей к усвоению тех или иных учебных предметов, что прекрасно понимали педагогические классики.
Как раз то, к чему нас сейчас и пытаются подвести.
Но является ли такой подход истинным воплощением того принципа природосообразности, о котором говорили Коменский и Песталоцци? Неужели есть такие дети, которые не могут прибавить 1 к 3 или не могут выучить таблицу умножения?!
Нужно ли нам отказываться от того уровня образования, который был достигнут в СССР? С какого класса возможна специализация и какие предметы должны входить в обязательные?